Искусство шитья – один из древнейших видов художественного творчества. Образцы древнего шитья из археологических раскопок, крестьянские вышивки ХVIII –ХIХ веков с сюжетами славянской языческой мифологии убеждают в широком распространении этого искусства еще в дохристианский период. Наиболее ранние славянские вышивки выполнялись льняными нитями, поэтому до наших дней они не дошли. В IХ и Х вв. к льняным нитям стали добавлять привозные золотные нити и жемчуг.      

Орнаментальное шитье развивалось свободно, не подвергаясь какой –либо регламентации. В конце ХVI-ХVII вв. жемчуг, золотные нити, дробницы, канитель, трунцал, бить используются более интенсивно, появляются драгоценные камни, рисунки усложняются.

Лицевое шитье это изобразительное искусство, где основой служат ткани, красками – разноцветные шелковые, золотые и серебряные нити, а инструментом является игла.    

Лицевое шитье пришло на Русь в конце Х века с принятием христианства, как государственной религии и сформировалось под воздействием Византии, как и иконопись. В отличие от орнаментального шитья, лицевое шитье было обусловлено каноническими и иконографическими рамками. С первых веков распространения на Руси христианства искусство изобразительного шитья стало развиватьcя в женских монастырях. Наиболее ранние произведения ХIV-ХV вв. свидетельствуют о взаимодействии византийских и русских мастеров.

Своего расцвета искусство шитья  достигло в средневековой Руси. В период ХIV-ХVII веков, когда господствовало религиозное мировоззрение, ведущее значение получило лицевое шитье. Произведения лицевого шитья использовались в оформлении христианского культа и декоративном убранстве храмов (покровцы на церковные сосуды, одежды церковнослужителей, подвесные пелены под иконы, покровы для алтарных престолов и гробниц святых, завесы для царских врат и т.п.), в оформлении торжественных церемоний (хоругви, плащаницы), сопровождали людей в дальних поездках и военных походах (шитые иконостасы). Шитые покровы и пелены обычно имеют средник с основным изображением (фигурой или ликом святого, евангельским или библейским сюжетом) и каймы с подобными же изображениями, орнаментальными узорами, но чаще всего с литургическими или вкладными надписями.

Вместе с тем продолжало развиваться и декоративно-орнаментальное шитье, основанное на дохристианских традициях.

Дошедшие до нас произведения лицевого и орнаментального шитья выполнены в основном по дорогим привозным тканям (парча, камка, аксамит, тафта, бархат, атлас и др.)  привозными же шелковыми, серебряными и золотными нитями,  самоцветными камнями, золотыми дробницами и жемчугом. Жемчуг в основном был отечественным. Он добывался  в шестидесяти северных реках. Кроме того, использовался и привозной «кафимский» (из Черного моря) и «гурмыжский» (из Персидского залива).

Привозные материалы для шитья стоили дорого, и естественно, произведения из них могли быть созданы только в богатых слоях общества. Произведения лицевого и орнаментального шитья высоко ценились и бережно хранились. Об этом говорят многочисленные вклады шитых вещей в крупные монастыри.

В отличие от безымянных произведений иконописи произведения шитья часто сопровождались вкладными надписями, благодаря чему стали известны имена вкладчиков, даты вкладов, причины вкладов, а иногда даже имя мастерицы.  Но в создании шитого произведения принимали участие не только вышивальщицы. Лицевые изображения выполнял иконописец – знаменщик, орнаменты – травщик, надписи – словописец. Знаменовали образец на бумаге, а с бумаги (методом прокалывания) переводили на ткань. Иногда наоборот: рисовали прямо на ткани, а затем переводили на бумагу и расцвечивали красками. Для знаменных дел использовали чернила, сажу, сурик и другие краски. Иногда над одним произведением работало несколько художников. Знаменщиками шитых произведений обычно были мужчины. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали. У вышивальщиц, как и у художников, тоже было разделение труда, среди них выделяют «сажеи», т.е. мастериц сажавших и нанизывающих жемчуг.

Многие богатые дома на Руси имели свои мастерские «светлицы» отведенные для женского рукоделия. Основная масса дошедших до нас произведений лицевого шитья была выполнена в светлицах цариц, князей, бояр, других служилых людей, купцов и в крупных монастырях.

Благодаря сохранившимся вкладным надписям известны Царицыны мастерские палаты, мастерские Ефросинии Старицкой, мастерские Ирины Годуновой, Елены Глинской, Строгановские рукодельные светлицы.

Если на знаменование «под шитье» художнику требовалось несколько дней, то само вышивание было длительным и трудоемким процессом. При этом над одним произведением иногда работало несколько мастериц. Сроки изготовления работ зависели от сложности сюжета и используемых материалов. Так на исполнение покрова на гроб царя Михаила Федоровича, где кроме надписи на каймах изображен только Голгофский крест из дробниц обнизанных жемчугом, потребовалось немногим больше месяца.

Покров на гроб Саввы Сторожевского с его изображением шили больше года, а плащаницу «Положение во гроб», вклад Ивана Ивановича Голицына в Троице-Сергиев монастырь, более трех лет. Все эти работы были выполнены в Царицыной светлице.

 Технические способы шитья многообразны.

В ХIV-начале ХVI века основным швом для ликов, а иногда и всей композиции, был атласный шов, выполняемый разноцветными шелками. Он имел две разновидности: «в раскол» (игла прокалывалась в середину предыдущего стежка) и «гладь» (стежки плотно прилегают друг к другу).

С ХVI века шелка начинают вытесняться золотыми и серебряными нитями прядеными, скаными и волочеными, иногда шили «на проем», но обычно «в прикрем», когда золотные нити укладываются на ткань пераллельными рядами и пришиваются шелковыми нитями, создающими разнообразные узоры. Наиболее часто применялись такие швы как «клопец», «косой ряд», «городок», «денежка», «ягодка», «черенок». Контур изображения обычно шился «по веревочке», когда проложенная по контуру веревочка или шнурок зашивались нитями. Для создания выпуклого узора использовалось шитье «по карте», когда в определенных местах подкладывался картон или береста, которые потом зашивались нитями.        

На каждом этапе развития шитья сложились свои особенности и свои излюбленные технические приемы.

В конце ХIV начале ХVI века заметен интерес к внутреннему миру человека и для большинства образов характерна нравственная целостность, спокойствие и гармония чувств. И технические приемы шитья отличаются однородностью и простотой швов. Орнаментальные композиции выполняют служебную функцию, подчеркивая лицевые изображения.

С ХVI века начинается расцвет прикладного искусства. В искусстве шитья становится заметным нарастание декоративности. Образы утрачивают характерную для ХV века идеальность и просветленность внутреннего состояния. Орнаментальное шитье включает растительно-геометрические узоры, животных и птиц, т.е. языческую символику.

ХVII столетие завершает развитие средневекового русского художественного шитья. Лицевое шитье во многом подражает драгоценным окладам икон. На каймах покровцов и пелен все реже встречаются лицевые изображения, их заменяют роскошные орнаменты. Небывалый размах приобрело орнаментальное шитье жемчугом.

В первой половине ХVIII века в культурной и общественной жизни России происходят перемены вызванные реформами Петра Великого. Идет сближение с Западной Европой. Изменяются вкусы, идеалы, развивается светская живопись, которая вносит в иконное письмо свои приемы.  Идет разрушение теремного образа жизни русской женщины. Все это не могло не отразиться на лицевом шитье, которое обслуживало в основном нужды церкви. В начале ХVIII века вышивальные мастерские практически прекращают свое существование, однако, некоторые из них, особенно в женских монастырях, продолжали работать вплоть до начала ХХ века.

В ХIХ веке вновь появился интерес к Русской истории и ее древностям, и на рубеже веков руками последней императрицы Александры Федоровны, ее дочерей и мастериц московских женских монастырей было создано облачение для патриарха Ермогена, прославленного в лике святых в 1913 году.

Музейный фонд экспонатов древнерусского лицевого шитья несравненно меньше, чем иконный, из-за специфики материалов, используемых для шитья. Ткани и шелка не долговечны.

Многие произведения шитья утрачивались во время пожаров и вражеских нашествий. Много памятников было уничтожено самим духовенством «за ветхостью» или подвергалось переделкам. Некоторые древние вещи с лицевым шитьем в конце ХVIII-ХIХ вв. оказались грубо заштопанными, или лики на них были записаны краской, к иным были пришиты новые каймы.

Сразу после Октябрьской революции и национализации памятников старины началась их научная реставрация. С 1 августа 1919 года начала свою деятельность мастерская по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, которая плодотворно работает и в настоящее время, являясь Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря, Загорский  филиал ВХНРЦ. Основная задача современной реставрационной практики – не допустить дальнейшего разрушения тканей и шитья и по возможности вернуть произведениям первоначальный художественный образ. 

Древнерусское лицевое шитье составляет часть культурного наследия более чем 1000-летней истории России. Ныне этот вид церковного искусства, который в советское время был предан забвению, возрождается, т.к. лицевое и золотное шитье рождается и живет в храме. Сейчас, когда идет активный процесс восстановления разрушенных монастырей и храмов и строительство новых, искусство лицевого и орнаментального шитья снова востребовано. Многие крупные монастыри и храмы традиционно имеют свои мастерские.  Это такие, как Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь (1524 г.), Данилов ставропигиальный мужской монастырь (1262 г.), Сретинский ставропигиальный мужской монастырь (1397 г.) и другие. Мастерицы лицевого и золотного шитья работают и на Художественно-производственном предприятии РПЦ «Софрино», созданном в 1980 году.

Без знания памятников шитья прошлых веков при оборванности традиций трудно создать что-либо достойное пребывания в церкви. В 1992 году в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте на факультете Церковных искусств начала свою деятельность кафедра Церковного шитья. Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре при МДА имеет отделение лицевого шитья. Большую роль в деле обучения лицевому и орнаментальному шитью играет православный гуманитарный институт «Со-действие», а также многие школы ремесел и курсы, организуемые при музеях и храмах, т.е. древнее искусство лицевого и золотного шитья живет.

Словарь терминов

Аксамит – драгоценная ткань с шестью нитями основы, затканная по шелковому фону пряденой серебряной или золотой нитью, плотная и ворсистая, как бархат.

Амальдин – самая твердая и самая распространенная разновидность красных или красно-фиолетовых гранатов.

Атлас – шелковая гладкая блестящая ткань.

Бить —  тонкая серебряная или золоченая плоская полоска.

Глазет – парча с ткаными золотыми или серебряными узорами.

Дробницы – небольшие металлические накладки различной формы, часто с чеканкой, резьбой, чернью, эмалью, камнями.    

Золото волоченое – тончайшая золотая или серебряная золоченая проволока.

Золото пряденое —  тонкая золотая ли серебряная золоченая проволока, плотно обвивающая шелковую или льняную нить.

Золото сканое – тонкая золотая или серебряная золоченая проволока, перевитая с шелковой или льняной нитью.

Камка – шелковая, обычно одноцветная ткань с выработанным узором. С крупным узором называлась куфтерь, с мелким – адамашка.

Канитель – тонкая металлическая проволока, туго свитая в спираль.

Крашенина – домотканое окрашенное полотно.

Муар – плотная шелковая или полушелковая ткань с волнообразными переливами цветовых оттенков.

Парча – общее название для различных видов золотных тканей с узором, часто цветным.

Синель – бархатистый шнурок для вышивания.

Тафта – гладкая шелковая ткань полотняного переплетения.

Трунцал – тонкая металлическая проволока, свитая в спираль, с продернутой через нее шелковой нитью.

Ширинка – полотенце, платок.

Штоф – шелковая одно- или  двухцветная узорная ткань жаккардового переплетения, фон мог быть репсовым или атласным.

Используемая литература

Русское художественное шитье ХIV – начала ХVIII века.

Каталог. Н.А. Маясова, И.И. Вишневская, типография Министерства культуры СССР, 1989 г.

Художественное шитье древней Руси из собрания Загорского музея.

Автор-составитель Т. Машунина, Москва, изд.» Советская Россия», 1983 г.

Строгановское лицевое шитье.                                               

А.В. Силкин, изд.» Прогресс-Традиция», Москва, 2002 г.

Древнерусское лицевое шитье.

Каталог. Н.А. Маясова, Москва, изд.» Красная Площадь», 2004 г.

Искусство церкви.

Факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Москва, издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007 г.

Древнерусское лицевое шитье после реставрации в центре имени Грабаря (каталог).

А. Силкин, Е. Семечкина, Москва, ФГБУК Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, 2018 г.